ИКОНОПИСНЫЙ ОБРАЗ св. прав. Петра Калнышевского утвердили Предстоятель и Священный Синод УПЦ. Авторы – запорожские иконописцы +ФОТО

Редакция сайта Запорожской епархии УПЦ приближает читателей “К вопросу об иконописном изображении Петра Калнышевского, атамана Коша Запорожского”. Почему святой праведный Петр Калнышевский, которого УПЦ канонизирует в 2015 г., изображен перед иконой Божией Матери “Самарская” и почему – на фоне Соловецкого монастыря? На эти и другие вопросы отвечает архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука.

Напомним, что Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803).

Также были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы Святому и его иконописного изображения.

Память праведного Петра Калнышевского будет совершаться 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления.

“Канонизация Петра Калнышевского состоится в 2015 г., но точная дата пока не согласована”, – рассказал архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука.

После канонизации Петра Калнышевского в 2015 году в лик Запорожских святых войдут 15 исповедников и новомучеников.

ЗАПОРОЖСКИЕ СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ, В ЗАПОРОЖСКОМ КРАЕ ОТ БОГОБОРЦЕВ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ ПОСТРАДАВШИЕ:

– священномученики: Сергий, архиепископ Мелитопольский и Елецкий – день памяти 20 ноября(1937), Матфей Александров – день памяти 15 декабря (1921), Михаил Чехранов (1918) – день памяти19 января, Александр Шишин – день памяти 6 декабря (1921) пресвитеры;

– священноисповедники: Димитрий Игнатенко – день памяти 27 сентября (1935), Виктор Киранов (1942), Михаил Богословский (1940), Александр Ильенков (1942), Алексей Усенко – день памяти 15 марта, Философ Зябрев – день памяти 13 октября, Митрофан Воздвиженский (1938)- день памяти 2 октября, Феодосий Станкевич – дни памяти 18 сентября и 12 ноября (1950пресвитеры;

– мученик Стефан Наливайко– день памяти 12 февраля (1945); мученица Ирина Чехранова (1918)- день памяти 19 января.

– св. прав. Петр Калнышевский (1803)- канонизация ожидается. День памяти – 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль)

Известное “хрестоматийное” изображение Петра Калнышевского

Иконописный образ св. прав. Петра Калнышевского создали запорожские иконописцы: Анастасия Иваненко (начальный проект). Корректировки вносил Священный Синод УПЦ и лично – Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Образ утвержден Предстоятелем и Священным Синодом УПЦ. Последний атаман Запорожской Сечи будет канонизирован в 2015 г. Точная дата канонизации ещё не согласована.

“К вопросу об иконописном изображении Петра Калнышевского, последнего атамана Коша Запорожского” – разъясняет Владыка Лука

Почему св. прав. Петр Калнышевский изображен перед Самарской иконы Богородицы?

– Следует отметить исключительную роль Петра Калнышевского в обретении и почитании чудотворной «Новокайдакской» (Самарской) иконы Богородицы (празднование которой по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 марта 1998 года совершается 24 октября по ст.ст./6 ноября по н.ст. – журнал №12).

Тип иконы – «Богоматерь-Скорбящая».

“Новокайдакская” (Самарская) икона Божией Матери в Запорожской Сечи славилась знамениями и чудесами с 1736 года

Сведения о Запорожской Скорбящей Чудотворной иконе Божией Матери мы находим в Екатеринославских Епархиальных ведомостях от 15 сентября 1872 года, собранные преосвященным Феодосием (Макаревским), епископом Екатеринославским и Таганрогским (1871-1885). Согласно этим сведениям, Самарская икона Божией Матери в Запорожской Сечи славилась знамениями и чудесами с 1736 года. До настоящего времени неизвестно, кем и когда она была написана, но очень похожа на Ахтырскую икону Божией Матери. В 1770 году в Запорожской Сечи чудотворная икона была перенесена в поселение Новые Кайдаки Кодацкой паланки Войска Запорожского и помещена в Свято-Николаевском храме, после чего стала называться Новокайдакской, что подтверждается из рапорта настоятеля храма отца Федора Фомича кошевому атаману Петру Калнышевскому.

Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокайдакской чудотворной иконы Божией Матери собирали большое количество паломников из разных стран.

Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе и перенести её из алтаря и установить посреди церкви. 30 декабря 1772 года чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название – икона Калнышевского.

Точные копии иконы расположены в Свято-Троицком кафедральном соборе города Днепропетровска и Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители города Новомосковска.

Какая внешность была у Петра Калнышевского?

По-поводу изображения Калнышевского на иконе: по рассказам богомольцев, посещавших Соловецкую обитель, «он был среднего роста, носил седые осекшиеся волосы, короткую седую бороду, одет был в китайский синий сюртук с оловянными пуговицами в два ряда…». (Ефименко П.С. Калнышевский, последний кошевой Запорожской Сечи. 1791-1803 гг. //Русская старина. СПб, 1875. – Кн.XIV. Ноябрь. – с.413).

А что за свиток в руках кошевого атамана?

Сохранилось ряд икон Богородицы (кон. XVIII в.), на которых в числе предстоящих пред Царицей Неба и земли изображен и П. И. Калнышевский, из его уст, который поднял голову к Богородице, исходят слова: «Молим, покрой нас Честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла…» (Мышецкий С.И. История о казаках Запорожских.- Одесса. Городская типография. 1851. – с. 92).

Почему св. Петр Калнышевский изображен на фоне Соловецкого монастыря?

gallery_2996_1251_17794.jpg

Соловецкий монастырь (Россия) – место заключения и упокоения св. прав. Петра Калнышевского(+1803). Монастырь в наше время 21 в.

– Вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского кошевого проявилась в смиренном и безропотном принятии от Господа своего креста в период Соловецкого заточения, здесь имеется ввиду моральные страдания человека, невинно обвиненного, лишенного всех гражданских прав и свобод и заключенного в узы в течение более 25 лет. В этом христианский подвиг веры Петра Калнышевского можно сравнить с подвигом веры ветхозаветного Иова Многострадального и прп. Марии Египетской.

***

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

КИЕВ. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский будет причислен к лику святых в 2015 году (обновлено) Священный Синод Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 рассмотрел рапорт председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии УПЦ как местночтимого святого последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803).

Русский Афон: 1000-летие стояния в молитве В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение […]

Праведная жизнь Петра Калнышевского способна стать духовным ориентиром для нравственного развития современного казачества

Пребывание последнего запорожского кошевого атамана Петра Калнышевского в Соловецком монастыре Последние страницы истории Запорожского казачества связаны с личностью кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. По сути, со всей силой трагизм конца казачества отразился прежде всего на судьбе кошевого атамана, приговоренного к пожизненному заключению в Соловецком монастыре.

Подготовила Елена Гулая

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

(462)

1 коментар

  1. Вадим Горенко. Житомир:

    Благословите. По поводу названия иконы – думаю правильно икону все-таки называть Кодакская. Название Самарская вообще здесь ни при чем, хотя копия и хранится в Самарском монастыре, но ведь есть копии и в других монастырях, а явлена она именно на острове Кодак (через о).
    По поводу внешности гетмана. Внимание – гетмана – который все-таки изображается с бритой головой и оселедцем, а не как русский монах с непонятными волосяными покрытиями.
    Сюртук китайский? К чему это? Чтобы унизить святого? Гетман носил гетманский каптан, жупан и делию.
    По поводу Соловецкой обители. Не нагляднее ли было бы изобразить Хортицу? Примите к сведению. Пишу по благословению духовника.

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели